Победитель 2007 года нам неизвестен, а в этом году лучшими хастлерами стали Паша G-Style и Big D.
Автор: Руслан Муннибаев

Вся годовая работа на Rap.Ru делается только ради этой колонки - возможности показать себя образованным человеком с тонким вкусом.

Вот-вот грянет голосование на Rap.Ru и тогда-то мы узнаем народное мнение о героях года. А пока народная точка зрения на произошедшее в 2009-м официально не утверждена, мы хотим познакомить вас с итогами редакции. Даже не так, не с "важным" и "авторитетным" мнением редакции, а с личной точка зрения людей, которые весь год напролет писали вам чего-то о хип-хопе и не только о нем. Вот мнение Руслана Муннибаева.

Альбомы года

Первая половина года была бедна на отечественные рэп-релизы и только отменный полноценный дебют Песочных Людей скрашивал это отсутствие. Затем запомнился мощным альбомом Ноггано, и хоть он, как и Гуф, просто повторил свою предыдущую работу, у Василия это получилось убедительнее. Просто замечательную пластинку, идеальную и по содержанию и по оформлению, выпустили 25/17. Но если честно, из 2009-го в следующий год я возьму с собой только V-Style – и со Смоки, и собственный альбом. Я в здравом уме не верую ни в хастлу и ни в пусси, ни в белые найки и ни в далла-далла, но стоит только сесть в машину… В общем, Bess, Big и Sin – я ваш хоуми. Причем, фо лайф.

Западные артисты радовали еще меньше. Большие надежды были на Kid Cudi и Ghostface. Но если альбом первого я просто не понял, то второй просто облажался. Лучшие воспоминания остались от Slim Thug и La Coka Nostra и "A Brand You Can Trust" нарекаю лучшим рэп-альбомом года. А просто лучшим альбомом – уникальную соул-пластинку с вновь актуального лейбла Stones Throw – Mayer Hawthorne "A Strange Arrangement". Если в новогодние праздники вам нужно кого-то соблазнить – бегом в торренты. А лучше купите его сингл на виниле в виде красного сердца, тогда у нее не будет путей к отступлению.

Песни года

La Coka Nostra ft. Snoop Dogg "Bang Bang", Песочные Люди ft. Смоки Мо "Кто сказал" и почему-то слабо замеченная "Муза" Касты с переиздания "Были в глаза". Объяснить тут можно только цитатой – "Качает как в плеере, так и в большой тачиле".

Клипы года

DJ Nik-One, Смоки Мо, Tony P "Игра в реальную жизнь" – потому что лучше снять в эстетике уличного видео и собрать больше звезд нашего хип-хопа уже нельзя, тема закрыта. Песочные Люди "Боль моя" - потому что это путь, по которому и надо идти, чтобы ваше видео не стало еще одним повторением "Игры в реальную жизнь", плюс клип наполнил саму песню смыслом гораздо большим, чем казалось в ней есть. Из зарубежных можно назвать нечеловечески прекрасные видео Kanye West, но настоящее впечатление произвел фильм "The Carter Documentary" о Lil Wayne. Все, что я о нем думал – правда!!!

Дизайнеры года

В этом году хип-хоп выглядел как никогда правильно и причиной тому три человека.

Не совру, если скажу, что половина успеха группы 25/17 приходится на работу Андрея Давыдовского. Фотограф со своим уникальным взглядом, зататуированный принципиальный мужчина сделал для них не меньше, чем Danny Boy для La Coka Nostra. Сейчас невозможно представить образ Засады без его я бы сказал сурового дизайна, подходящего этой музыке на все сто. Помимо фото Андрей занимается и видео – "На городской карте" и "Только для своих" только подтверждают мысль о талантливости человека талантливого во всем. Повезло и группе Идефикс, как по мне, обложка их альбома ценнее содержимого. И нельзя не отметить фотосессию группы Каста авторства Давыдовского. Ростовчане не выглядели так сильно со времен "Громче воды".

Алексей Бархан мне друг, но истина дороже – раньше его работы вызывали восторг через раз, а то и два (переиздание ЮГ, оформление альбома DCMC). Но в этом году он подряд нарисовал несколько постеров и обложек, мимо которых пройти нельзя. Серия плакатов для концертного проекта Saint-P Finest, афиши Песочных Людей и "Легенд русского хип-хопа", некоторые работы для регги и дансхолл вечеринок – это пример того, что визуальная составляющая концертов легко может пережить и затмить само мероприятие. Обложки V-Style и Смоки Мо, микстейпа Крипла более чем соответствуют статусам релизов. Если представить, что это лишь начало большого пути, а так и есть, то в следующем году я рискую вновь написать о нем.

Андрей 5nak давно известен своей манерой, от которой впечатлительные дети могут начать заикаться. Каверы альбомов Песочных Людей, Lissen2, Slim, Эйсика, множество интересных шрифтов, незаурядные граффити, серия плакатов для фестиваля "Живой ритм", ведомого Ассаи – мне право неловко со своим дилетантским пониманием дизайна говорить что-то кроме "круто!" или чего-то непечатно-восторженного. Пятого января на Rap.Ru вы скачаете альбом ремиксов на "Сухое горючее" и обложка невыносимо крута.
.
Лажа года

"Kenny West взял на себя основные заботы по раскрутке группы D-12", "Ja Rule вышел из группы Onyx", "Jay-Z тусовался с Африкой и Кул Херком с самого начала", "Jay-Z первым поверил в DMX и взялся в за его продюсирование", "Dr.Dre помог Nas записать несколько альбомов", "Из Wu-Tang вышел Eazy-E", "Из Wu-Tang вышел Snoop Dogg", "Dr.Dre открыл талант Andre 3000", "Eminem создал группу D-12. Собрал вместе аж 12 крутых парней!" Вы думаете, я приболел? Или распаковал спичечный коробок, присланный благодарными читателями из Казахстана? Нет, я процитировал вам избранное из истории рэпа с одного разворота хип-хоп выпуска журнала "Yes! Звезды", вышедшего в августе этого года. И такой феерической хуйни там много. Про 5 Плюх написано следующее: "Тексты этого МС настолько глубоки, что можно захлебнуться мыслями, пытаясь достать суть со дна его треков". Видимо, они там переслушали 5 Плюх и совсем захлебнулись мыслями, если не палясь один небольшой материал вчистую подрезали у Rap.Ru. Но страшнее всего то, что главредом этого выпуска числится Баста и в его вступительном слове черным по белому написано: "Гарантирую только одно – вся информация достоверная. Раз мое имя упоминается в качестве главногоредактора, я на все 100% чекнул весь редакционный материал. Здесь нет фуфла и фейка". Слог, который некоторым идиотам кажется "хип-хоперским", доказывает, что и письмо редактора – такое же фуфло и фейк, как весь выпуск.

Цитаты года

Конкуренция особо запоминающихся фраз в этом году очень велика – рэпперы шлепали такими выражениями, что хоть стой, хоть падай. Например, в том же "Yes! Звезды" процитирован ST: "Перчатка на левой руке – как мой символ одиночества, ее ношу всегда: и на концерты, и в библиотеки". Правда, красиво?  А как вам его же "Рэп не штампуется, рэп – это искусство?" Можно вспомнить Кажэ и его щит, но мы это уже не раз делали. Паша G-Style на пару с Big D выдали мем "лучшие хастлеры", который им еще долго будут помнить, равно как и "рэп – это хастл" от Лиону и Смоки Мо. Редактор журнала "Афиша", комментируя присутствие в лайн-апе "Пикника Афиши" Касты поведал: "Я где-то уже слышал шутку, что фанаты Касты на "Пикнике" нужны, чтобы фанатам Madness было чем заняться". Ну и вопрос Ноггано, вопрос метафизический, вопрос, обращенный в самую суть человека – "В чем твое тру?" Но зачем все время смеяться? Цитатой года предлагаю считать высказывание Ле Трюка в ваш адрес, дорогие читатели: "Знаешь, почему люди в интернете такие агрессивные? Я недавно понял – они все  время сидят, ссутулившись, за компьютером  и кровь плохо доходит до мозга. Шейные позвонки защемлены – как они будут счастливы"?